Добавить запись

Петр Сытин: «ВАРШАВСКОЕ ШОССЕ»

2 июля 2012, 16:24

 

Варшавское шоссе является частью Серпуховского шоссе, от южного конца Большой Тульской улицы. Свое название оно получило в 40-х годах XIX в., как связывающее Москву с Варшавой через Подольск, Малоярославец и т. д. Длина шоссе в пределах городской черты — 4 530 м. В очерке дается описание части шоссе, ближайшей к городу, в пределах Окружной железной дороги. На этом отрезке оно имеет в длину 1 436 м. До середины XIX в. здесь не было почти никаких строений. Стояли лишь (с 1824 г.) полукустарные чесальные фабрики Алексеева, ныне входящие в состав фабрики имени М. И. Калинина. Имелась еще небольшая красильная купца Обелихина, которую в 1867 г. купил Мещерин. Стоявшие вблизи фабрик редкие крестьянские избы чередовались с овинами, огородами и пр.

Застройка шоссе началась во второй половине XIX в. Одной из первых была построена в 1867 г. бумагопрядильная и ткацкая фабрика «Даниловская мануфактура Мещерина и К0» (ныне имени М. В. Фрунзе). В 1884 г. рядом с ней появилась Даниловская камвольно-прядильная фабрика (теперь имени М. И. Калинина). В наше время — это крупнейшие предприятия Москвы. Они занимают громадную территорию между шоссе и Москвой-рекой и окружены множеством кирпичных зданий.

Во время первой мировой войны, в 1916—1917 гг., на Варшавском шоссе на месте обойной фабрики Алпатова появился эвакуированный из Риги завод «Мотор». До Великого Октября эти три предприятия были здесь почти единственными. В советское врем.я к ним прибавилось немало других фабрик и заводов. В 1927 г. сейчас же за фабрикой имени М. И. Калинина, в корпусах указанного выше завода «Мотор», был устроен механический завод текстильного оборудования. На территории фабрики имени М. В. Фрунзе разместились механико-строительный завод имени 1 Мая и хлебопекарня № 89 МОПО. Все перечисленные предприятия стоят на левой, нечетной стороне шоссе. Противоположная сторона шоссе до линии Павелецкой железной дороги, идущей параллельно ему, когда-то была покрыта холмами и оврагами и являлась для строительства неудобной. Она носила название «Зеленые горы», так как летом была сплошь покрыта травой.

Но в 1917 г. на этой правой стороне уже стояли громадные корпуса казарм для рабочих Даниловской мануфактуры, мелкие частные дома, лавки, чайные, трактиры. Словом, территория по шоссе была сплошь застроена. В 1926 г. здесь был построен небольшой кожевенный завод — школа ФЗУ. Для него были использованы корпуса полукустарного завода Тимофеева. По этой же стороне прошел по шоссе трамвай к Верхним Котлам и затем в село Коломенское. В 1925 г. деревянный мост через Андреевский овраг на Варшавском шоссе, существовавший с 1848 г., развалился и был заменен железобетонным. В самом начале шоссе, не доходя фабрики имени М. В. Фрунзе, был построен большой деревянный мост через Москву-реку в Тюфелеву рощу, на месте которой в 1930-х гг. развернулся автозавод имени И. А. Лихачева. По мосту прошел трамвай. Рядом с мостом, к северу от него, построен речной вокзал для пассажиров, следующих из Москвы вниз по реке Москве и Оке на Волгу, Каму, Белую. Красивое здание вокзала построено по проекту архитектора Р. Я. Хигес. Зеленая площадка близ вокзала обращена в детский парк. Отдых на комфортабельном пароходе всегда привлекает москвичей. В летние дни на вокзале можно встретить отпускников, курортников, туристов. Многочисленные экскурсанты совершают отсюда увлекательные поездки в Коломенское, Дьяково и другие места. Недалеко от моста через Москву-реку Варшавское шоссе пересекает мост Донбасской железной дороги.

В 1917 г. рабочие фабрик и заводов, расположенных в районе Варшавского шоссе, принимали активное участие в Великой Октябрьской социалистической революции. Рабочие завода «Мотор» с марта по октябрь тайно хранили для вооруженного восстания 200 револьверов. Бывший матрос-потемкинец большевик т. Бурмистров изготовлял на этом же заводе бомбы. Рабочий т. Тихомиров в Октябрьские дни привез в район с Казанской железной дороги 2 тыс. винтовок. Рабочие участвовали в боях с белогвардейцами в разных районах Москвы.

В конце 1940-х гг. дома, стоявшие по правой, четной стороне шоссе, были снесены, шоссе расширено вдвое, асфальтировано, прекрасно освещено и озеленено. Проезд под мостами Павелецкой и Окружной железных дорог значительно расширен. В 1950-х гг. почетной стороне Варшавскою шоссе построено несколько больших многоэтажных жилых домов. Из них наибольшее внимание привлекает дом № 32—38 в 14 этажей возле Окружной железной дороги, построенный для рабочих завода имени Владимира Ильича. В нем 259 квартир, жилая площадь .10 780 кв. м. Авторы проекта этого дома — архитекторыЮ. В. Попов, Н. М. Шепетильников, В. Г. Шульгин, инженер-конструктор В. С. Николаев.

Варшавское шоссе является в настоящее время не только главной магистралью на юге столицы, но и частью большой автомагистрали, связывающей Москву с Симферополем и другими городами Украины и Крыма.

 




комментариев нет