Добавить запись

Петр Сытин: «НОВОПЕСЧАНАЯ УЛИЦА»

2 июля 2012, 16:32

 

 

Новопесчаная улица получила свое название в 1948 г., когда здесь начало развиваться большое жилищное строительство. Новопесчаная и отходящие от нее 1-я, 2, 3, 5, 7-я Песчаные улицы лежат на бывших пустырях по течению речки Ходынки и ручья Таракановки, который впадает в Ходынку возле 7-й Песчаной улицы. К 1956 г. ручей и речка полностью заключены в коллекторы. До 1948 г. севернее Новопесчаной улицы существовали: старая Песчаная улица, Большой Песчаный переулок и расположенные между ними пять Песчаных переулков. К северу от Песчаной (старой) улицы в 11928 г. возник поселок «Сокол», а в период 1950—1953 гг. на территории размером 7,3 га, между Песчаной улицей, линией Окружной железной дороги и улицей Левитана (поселок «Сокол»), было выстроено 17 многоэтажных жилых корпусов, получивших у москвичей название новых домов на улице Левитана. Авторы проекта застройки 3. Розенфельд, Н. Швец и А. Болонов. Большой Песчаный переулок является связующим звеном между старой Песчаной и Новопесчаной улицами.

Указанные улицы и переулки возникли здесь в советское время на полях и пустырях древнего села Всехсвятского, известного с 1498 г. Тогда и в XVI—XVII вв. оно носило название «Святые отцы» — по церкви «Во имя святых отцов 7-го вселенского собора» — и принадлежало сперва князю И. Ю. Патрикееву, потом Троице-Сергиевскому монастырю. В 1683 г. новая выстроенная здесь каменная церковь была посвящена «Всем святым», и село стало называться «Всехсвятским». В 1649 г. село перешло в казну, а в конце XVII в. было подарено имеретинскому царевичу Александру Арчиловичу, любимцу Петра I, у которого здесь останавливался Петр I в ночь с 30 на 31 января 1722 г., начав утром отсюда триумфальное шествие в Москву по случаю заключения Ништадтского мира со шведами. После смерти Александра Арчиловича Всехсвятским до 1784 г. владел грузинский царевич Георгий Вахтангович, а с 1784 по 1787 г. — князь Голицын, от которого оно было взято в казну и возвращено ему лишь в 1802 г.

Во второй половине XIX в. москвичи стали ездить во Всехсвятское, как в ближайшее дачное место. Летом на соседнее Ходынское поле выходили в лагерь войска московского гарнизона, во Всехсвятском селились семьи офицеров. Дома здесь были деревянные, в 1—2 этажа, окруженные садиками. Улицы не имели мостовых и освещались керосиновыми фонарями. Ни водопровода, ни канализации в домах, конечно, не было. Когда был построен кооперативный поселок «Сокол», здесь, между домами-коттеджами, были спланированы улицы: Врубеля, Верещагина, Чайковского, Поленова, Сурикова, Левитана, Шишкина и др. Большое строительство многоэтажных жилых домов велось здесь с 1948 г. скоростными методами. Оно сосредоточилось на вновь образованной Новопесчаной улице, прошедшей от Ленинградского шоссе южнее станции метро «Сокол» (от площади Расковой) на юго-запад, по пустырям между старой Песчаной улицей и Чапаевским проездом.

Генеральный план застройки Новопесчаной улицы и ее окружения был разработан бригадой архитекторов под руководством архитектора 3. М. Розенфельда. Первая очередь строительства на Новопесчаной улице состояла из восьми четырех-пятиэтажных домов общим объемом около 80 ООО куб. м — по одной стороне улицы и шести-пятиэтажных корпусов общим объемом тоже в 80 ООО куб. м — по другой ее стороне. Во всех корпусах насчитывалось около 400 квартир в три и четыре комнаты. Эти дома от Ленинградского шоссе доходят до 1-й Песчаной улицы, проложенной перпендикулярно к Новопесчаной улице по левой ее стороне до Чапаевского проезда.

Чапаевский проезд проходит почти параллельно Новопесчаной улице от Ленинградского шоссе до 2-й Песчаной улицы. Его правая сторона была застроена зданиями общественных учреждений (поликлиникой и пр.) еще в 30—40-х гг., а левая — граничит с территорией будущего Детского парка Ленинградского района. Вторая очередь строительства между 1-й и 2-й Песчаными улицами начата была в 11949 г. Она охватывала девять корпусов в семь-восемь этажей, составивших квартальную застройку, почти квадратную в плане, по Новопесчаной, 1-й и 2-й Песчаным улицам и Чапаевскому проезду. 2-я Песчаная улица, проложенная перпендикулярно к Новопесчаной улице влево от нее, к 1956 г. превращена в красивый благоустроенный бульвар с газонами, дорожками и фонтаном. В 1950 г. было начато строительство третьей очереди между 2-й и 3-й Песчаными улицами. Это самый крупный квартал застройки на Новопесчаной улице, треугольный в плане. Все корпуса имеют от пяти до восьми этажей. На их постройке были применены целиком индустриальные методы строительства.

Этот квартал (по левую сторону Новопесчаной улицы) на западе граничит с новой Песчаной площадью, на юге — с 3-й Песчаной улицей, которая составляет большую сторону треугольника квартала. 3-я Песчаная улица соединяет Песчаную площадь с Чапаевским переулком. Одновременно со строительством третьей очереди по левой стороне Ново песчаной улицы до 1955 г. проходило строительство по правой ее стороне в квартале от 5-й Песчаной улицы и к северу до 7-й Песчаной улицы. 5-я Песчаная улица проложена от Песчаной площади вправо до русла речки Ходынки. После полной засыпки оврага речки улица будет продлена дальше, в сторону новых домов. 7-я Песчаная улица, проходящая от линии Окружной железной дороги до 2-й Песчаной улицы вдоль оврага речки Ходынки, после засыпки последнего 'будет расширена и благоустроена.

В период 1951—1955 гг. строительство новых домов по Новопесчаной улице пошло дальше от Песчаной площади на запад, к линии Окружной железной дороги, где возведены большие жилые дома и школа. К 1954 г. развернулось еще большее строительство к югу от Песчаной площади по 1-й и 2-й Хорошевским улицам. Здесь возводились дома в 6-м и 7-м кварталах Новопесчаной улицы (так их назвали строители). В 6-м квартале за короткий срок построено 16 корпусов в 7—10 этажей на 1 500 квартир, площадью 55 тыс. кв. м. В 7-м квартале в 1955 г. было, возведено пять корпусов в 6—10 этажей площадью 50 тыс. кв. м. Весь построенный ансамбль состоит из каркасно-панельных домов, собранных целиком из железобетона. Каждое здание собиралось из блоков, панелей и других конструкций заводского изготовления.

1-я Хорошевская улица и идущая параллельно ей 2-я Хорошевская улица образовались одновременно с началом строительства в 6-м и 7-м кварталах в 1954 г. Они соединяют Песчаную площадь с Хорошевским шоссе. Их длина около 2 км, ширина 20 м. Новая магистральная улица открыла прямое сообщение от Ленинградского шоссе через Новопесчаную улицу на Хорошевское шоссе, соединив большие строящиеся районы города. Новопесчаная и Хорошевская улицы с их кварталами составляют городской район больших и благоустроенных зданий новой, социалистической Москвы. Здесь (1956) имеются: свое почтовое отделение (252-е), отделение Мосгорбанка, несколько школ, поликлиники, магазины «Гастронома», овощей и фруктов, продовольственные магазины, магазин Мосмебельторга, Мосторга, ателье Мосинодежды, восемь предприятий комбинатов бытового обслуживания и др. 1 мая 1954 г. на Новопесчаной улице открыт кинотеатр «Дружба». Там, где ранее проходило русло ручья Таракановки (к северу от Новопесчаной улицы), будет разбит парк и построено новое большое здание кинотеатра.

Со станцией метро «Аэропорт» Новопесчаная улица еще в 1951 г. имела сообщение автобусом. С 1954 г. здесь прошла троллейбусная линия, продленная с 28 февраля 1955 г. по Хорошевским улицам до Хорошевского шоссе. На Новопесчаной и соседних с ней улицах живут большей частью рабочие и служащие, переселенные из неблагоустроенных квартир Москвы, дома которых подлежали сносу.

 




комментариев нет