Добавить запись

Петр Сытин: «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПРОСПЕКТ»

2 июля 2012, 16:33

 

Решением Моссовета от 13 декабря 1957 г. Ленинградское шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе переименовано в Ленинградский проспект. Это мероприятие давно уже назрело, так как странно было сохранять название «шоссе», данное в 1817—1822 гг., когда оно здесь устраивалось, за лучшей и самой широкой улицей города (более 120 м в ширину), имеющей три асфальтированных полотна дорог, бульвары между ними и ряды красивых многоэтажных домов по сторонам. Название «Ленинградское шоссе» сохранено от развилки с Волоколамским шоссе, где оно пока действительно носит характер шоссе и слабо еще застроено.

В XV—XVII вв. здесь пролегала большая торговая дорога в Тверь (ныне город Калинин), по которой проходило много обозов с товарами. «Город Тверь — в Москву дверь» — гласит древняя пословица. В XVIII в., после основания Петербурга, эта дорога стала называться Петербургской, а с начала XIX в., когда ее шоссировали, — Петербургским шоссе. Москва в XVIII в. питала новую столицу и съестными припасами, и фабричными товарами. Поэтому по шоссе всегда тянулись обозы с товарами, проходили гурты скота, катили кибитки, кареты, тройки, ехали верховые. Цари и царицы, путешествовавшие часто из Петербурга в Москву, останавливались перед въездом в старую столицу в селе Всехсвятском, где у них были для этого деревянные «путевые дворцы». Здесь они отдыхали и затем уже совершали парадный въезд в Москву.

В 1775—1782 гг. эти дворцы были заменены одним каменным Петровским подъездным дворцом, построенным на земле Петровского монастыря знаменитым М. Ф. Казаковым. Он является одним из изумительных памятников русской архитектуры. В нем М. Ф. Казаков стремился развить традиции древнего русского зодчества. Кружево тесаных белокаменных украшений, эффектно контрастирующее с фоном красных кирпичных стен, придает облику здания большую живописность. В решении отдельных элементов декоративного убранства зодчий проявил огромную творческую изобретательность и фантазию. В то же время весь сложный комплекс построек Петровского дворца решен в четком гармоническом сочетании. Мощному объему купола дворца ритмически отвечают шесть величавых башен его ограды, обрамляющей парадный двор. В творческом наследии М. Ф. Казакова Петровский дворец занимает одно из самых значительных мест. В недавнем времени в этом здании помещались музей и другие учреждения Академии воздушного флота имени Н. Е. Жуковского.

До постройки в 1851 г. железной дороги из Петербурга в Москву Всехсвятское являлось ближайшей станцией для ямщиков, а с 1820 г. — для дилижансов, отправлявшихся в Петербург. Во Всехсвятском родные и знакомые провожали уезжавших в «Невскую столицу» и встречали их. Поэтому здесь находилось много постоялых дворов, трактиров и увеселительных мест, где люди состоятельные любили покутить. В начале XIX в. здесь пели цыганские хоры и давались настоящие балы (название Бальный переулок сохранилось и сейчас). Шоссе начали строить в 11786 г. по проекту инженер-капитана Баранова. Ширина его посередине составляла 8,5 м, а грунтовых дорог по сторонам — 3,2 м. Закончено оно было лишь в 11817—1833 гг.

Шестнадцатого мая 1827 г. начальник Кремлевской экспедиции князь Юсупов передал утвержденный Николаем I план устройства Петровского парка, составленный архитектором А. Менеласом, архитектору П. И. Таманскому и предложил составить смету на работы и приступить к ним. 31 мая смета была представлена. Работы были сданы подрядчикам с торгов и завершены в 1828—1829 гг.

Писатель М. Н. Загоскин в 1844 г. писал: «Давно ли здесь было чистое поле, на котором не росло ни одного деревца, не красовалось ни одного домика; направо единообразное и бесконечное Ходынское поле, налево продолжение того же поля, песчаная земля, глиняные копи, кой-где гряды с тощей зеленью и несколько лачужек, в которых жили огородники, — вот все, что представлялось вашим взорам, когда вы, миновав Петровский дворец, прекрасное здание мавританской архитектуры, переделанной на европейские нравы, продолжали ехать к Тверской заставе. А теперь!.. Посмотрите, каким роскошным ковром раскинулся этот веселый парк, как разбегаются во все стороны его широкие, укатанные дороги; с каким изящным вкусом разбросаны его рощи, опушенные цветами и благовонным кустарником; какой свежей и яркой зеленью покрыты его обширные поляны; как мил и живописен этот небольшой пруд с своими покатыми берегами и прелестными мостиками! А это тройное шоссе с двумя бульварами, обставленное с обеих сторон загородными домами, которые, начинаясь от заставы, тянутся до самого парка; эти дачи, которые обхватили такой разнообразной и красивой цепью строений большую часть парка; эти чистые и веселые домики, которые столпились вокруг дворца; этот игрушка летний театр, с своим греческим портиком и огромный воксал со всеми своими затеями — лет десять тому назад обо всем этом и речи не было!»

Действительно, ко времени постройки дворца между ним и Тверской заставой, по правую сторону, находилась обширная роща с вековыми деревьями, а за ней тянулось далеко к северу пустынное поле. По левую же сторону от заставы расстилалось песчаное Ходынское поле, на котором в XVII в. стоял у реки Ходынки загородный двор для приема прибывавших в Москву иностранных послов, откуда они, после назначения им царем аудиенции, торжественно въезжали в Москву. Постройка Петровского подъездного дворца вызвала строительство возле него загородных дворов близких к царскому двору вельмож и прочей знати. В конце XVIII — начале XIX в. здесь находились дачи генерала С. С. Апраксина, князя М. П. Голицына, княгини Волконской и других. Во время пребывания в Петровском дворце цариц и царей к нему стекались толпы народа, для которого предприимчивые люди построили в роще много трактиров. Трактиры продолжали торговать и после отъезда царей, так как гулянье в роще возле дворца вошло в моду и сделалось постоянным.

В 1812 г. в Петровском дворце прожил несколько дней Наполеон, спасаясь здесь от московских пожаров. Об этом напоминают нам стихи А. С. Пушкина:

 

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен.

Глядел на грозный пламень он.

(«Евгений Онегин», глава 7.)

 

Вековая роща у Петровского дворца сильно пострадала в 11812 г. от французов. Самые большие деревья были срублены для устройства землянок. Офицеры выстроили себе землянки с дверями, окнами, обставили их зеркалами, мебелью и коврами, взятыми из барских домов Москвы. Во время пребывания Наполеона в Петровском дворце его гвардия помещалась в этих землянках. Когда же французы покидали Москву, их отстававшие отряды уничтожались крестьянами, а трупы убитых были брошены в эти землянки и засыпаны. В конце XVIII —начале XIX в. на Ходынском поле близ Тверской заставы происходила «медвежья травля» (позже перенесенная за Рогожскую заставу), которая привлекала из города множество зрителей. Медведей травили собаками. Здесь же по праздникам пускали шары с подвязанными к ним медвежатами. Устраивались также кулачные бои, в которых особенно славился некий старик, прозванный Колотушкиным. Петровскую рощу заполняли отдыхающие.

Начальник Кремлевской экспедиции генерал А. А. Башилов в 1837 г. устроил в парке «воксал» — большое деревянное здание (76,8X21,3 м) с пятью залами. Главный танцевальный зал имел в длину 21,3 м, в ширину— 14,9 м, в высоту— 10,7 м. Рядом находилась гостиная длиной 17 м, шириной 11,4 м и высотой 5,7 м, из которой были выходы на обширную террасу. Таких же размеров была и столовая. Остальные залы предназначались для чтения газет и журналов, русских и иностранных, для бильярда и коммерческих игр в карты. Московская публика охотно посещала «воксал» и парк, который до конца XIX в. оставался любимейшим местом гуляний.

Вскоре после устройства «воксала» Дирекция императорских театров устроила в Петровском парке летний театр. Современники отметили невиданную для той поры быстроту устройства парка, «воксала» и театра. «По столь краткому времени столь обширного строения можно решительно повторить, что для русских нет ничего невозможного», — писала одна из газет. Тогда же была спланирована и застроена местность между Петровским парком и Тверской заставой. Шоссе было расширено, и по сторонам его устроены бульвары, соединявшиеся с парком. Земля была разбита на участки и сдана под застройку на льготных условиях. Львиную часть земли захватил себе упомянутый выше А. А. Башилов: меж его владений прошли две улицы — Старая и Новая Башиловки. Даже кое-где в парке были выстроены дома «прекрасной сельской архитектуры», занятые не только владельцами, но и арендаторами. Иначе говоря, Петровский парк и прилегающая к нему территория уже более ста лет назад сделались дачным местом для москвичей. Парк занимал около 94 га, шоссированные дороги в нем «для гуляющих в экипажах» имели в длину около 7,5 км, пешеходные дорожки — около 15 км.

В конце XIX в. «воксал» и театр в Петровском парке обветшали и были снесены. Дворцовое ведомство, в распоряжении которого находился Петровский парк, стало сдавать его по частям под застройку. Не только дачники, но и постоянные жители Москвы охотно селились здесь, так как связь с центром города во второй половине XIX в. поддерживалась линейками и конками, а с 1899 г. Петровский парк был соединен первыми трамваями с Бутырской и Тверской заставами. В 1882 г. на Ходынском поле близ Петербургского шоссе на месте, занимаемом ныне стадионом Юных пионеров, была развернута Всероссийская художественно-промышленная выставка. Она размещалась в больших деревянных павильонах. В центре, по воспоминаниям П. И. Щукина, было выстроено «превосходное, громадное, круглое здание из железа и стекла». На выставке демонстрировались достижения России в области промышленности (машины, продукция и пр.), сельского хозяйства (сельскохозяйственные орудия, зерно, огородные растения) и культуры (картины, книги и пр.). Как новинка, на выставке демонстрировалась электрическая железная дорога, желающие за плату могли прокатиться по территории выставки. В 1891 г. здесь же была устроена французская выставка. В 1896 г. деревянные здания были разобраны, отправлены в Нижний Новгород (г. Горький) и использованы для постройки на выставке павильона Московского городского общественного управления. Здание же из железа и стекла долгое время стояло пустым с выбитыми окнами, а затем было продано за бесценок на снос транспортной конторе «Надежда».

В 1896 т. во время коронации Николая II на Ходынском поле были назначены «народные гулянья», на которых должен был присутствовать царь с приближенными. На гуляньях предполагалась раздача царских подарков. Наблюдение за порядком было поручено главным образом петербургской полиции. Для раздачи подарков были наскоро выстроены деревянные балаганы, подходы к ним ограждены деревянными стенками. Гулянья должны были начаться в день коронации, 14 мая, но начались лишь 18 мая. Уже с вечера накануне этого дня Ходынское поле было покрыто несметными толпами народа, а утром к ним прибавилось еще несколько десятков тысяч. Попавшие в толпу уже не могли выйти из нее и двигались по течению. Полиция ничего не сумела сделать для упорядочения движения. Началась давка. Деревянные стенки по сторонам подходов к балаганам рухнули, и многие люди попали в находившиеся за ними ямы; по их телам прошли толпы. Никаких народных гуляний на поле, естественно, не было. Ночью полиция и пожарные команды вывезли с Ходынского поля несколько тысяч трупов. Узнав о катастрофе, царь, конечно, на Ходынское поле не приехал, а вечером, как ни в чем не бывало, веселился на балу у французского посла.

В XX в. Петровский парк еще оставался местом гуляний, но Сокольники, Воробьевы горы и другие места отвлекли от него большую часть москвичей. Дворцовое же ведомство, гонясь за доходами, еще в 1899 г. решило сдать для застройки участок под лучшим газоном, выходивший на Петербургское шоссе. Однако, когда арендаторы обратились в Городскую управу за разрешением на строительство, последняя им отказала, желая сохранить хоть часть Петровского парка для гулянья. Началась многолетняя бюрократическая переписка... В 1907 г. Городская дума просила царя о передаче Петровского парка в ведение города, но царь отказал, запретив лишь Дворцовому ведомству сдачу под застройку парковых участков, выходивших на Петербургское шоссе.

Парк приходил в запустение. В 1913 г. в акте специального обследования парка отмечалось: «Уж более 110 лет здесь не производились подсадки деревьев, а так как старые деревья постепенно валятся, то свободные от деревьев площади с каждым годом принимают в парке все большие размеры. Особенно оголенный вид имеет часть парка возле пруда. Самый пруд запущен и издает постоянно скверный запах. Последнее время в пруд спускаются открытой канавой верховые воды с петровско-разумовских полей, которые еще более засоряют и портят пруд». В 1913 г. Городская дума повторила свое ходатайство о передаче парка городу, но Николай II отмолчался. Только в 1917 г. парк поступил в ведение города. После Великого Октября он был освобожден от мелкой застройки и приведен в порядок. Но здоровых деревьев в нем оставалось так мало, что требовалось почти заново насадить весь парк. Поэтому в 20-х гг. значительная часть парка была отведена под строительство стадиона «Динамо», и от парка остался лишь небольшой участок возле Петровского дворца — несколько аллей, да и то застроенных по сторонам. Петровского парка фактически теперь нет.

Как было указано выше, к 11830-м гг. относится разбивка шоссе на бульвары и проезды, в основном сохранившиеся до настоящего времени. Вместе с бульварами ширина улицы достигла свыше 120 ж. В 1829 г. у Тверской заставы были построены Триумфальные ворота, просуществовавшие до 1934 г. После постройки в 1851 г. железной дороги пассажирское движение на лошадях из Москвы в Петербург сократилось. Петербургское шоссе оживлялось только вечерами и ночью, когда по нему мчались в загородные рестораны лихачи и тройки. Летом вблизи него, в лагерях на Ходынском поле, маршировали солдаты Московского гарнизона да слышалась отдаленная стрельба с учебного стрельбищного поля.

В 1883 г. на Ходынском поле был устроен ипподром. Въезд на ипподром открывается с шоссе воротами, на которых расположены фигуры людей и лошадей — подражание находящейся на Аничковом мосту на Невском проспекте в Ленинграде группе работы П. К. Клодта. Эти фигуры сделаны, и поставлены внуком его, скульптором К- А. Клодтом при участии скульптора С. М. Волнухина. В 1880-х гг. от построенного в 1870 г. у Тверской заставы Смоленского (ныне Белорусского) вокзала была проведена соединительная ветка железной дороги к Николаевскому (Октябрьскому) вокзалу, и вместо старого каменного моста в начале Петербургского шоссе был сооружен над железнодорожной веткой большой стильный виадук, перестроенный вместе с вокзалом в 1909 г. инженером И. И. Струковым.

В 1899 г. от вокзала к Петровскому парку прошел по шоссе один из первых трамваев. Но зимой, когда снег покрывал рельсовые пути, от Брестского (Белорусского) вокзала к Петровскому парку вместо трамвая в течение ряда лет ходили многоместные сани, с кондукторами, выдававшими билеты на проезд. В начале XX в. Петербургское шоссе между Тверской заставой и Петровским парком было уже значительно застроено. Среди жилых домов по западной стороне шоссе стояла кондитерская фабрика братьев Сиу (ныне «Большевик»), по восточной — табачная фабрика Габай (ныне «Ява») и Черкасская богадельня. У Петровского парка за Старой Башиловкой находился образцовый птичник Общества птицеводства.

На Ходынском поле с начала XX в. был расположен аэродром Московского общества воздухоплавания, а за Петровским парком — Петровские выселки, Зыково1 и другие поселки, населенные московскими извозчиками, железнодорожными служащими и пригородной беднотой. Поселок Сокол у Волоколамского шоссе основан в 1928—:1933 гг. и назван по фамилии жившего здесь (Малая Песчаная улица, дом № 6) агронома-животновода А. И. Сокола, который разводил в своем дворе породистых свиней. Теперь поселок разросся в целый городок с новыми великолепными домами и улицами. В 1924 г., в год смерти В. И. Ленина, когда Петроград был назван Ленинградом, Петербургское шоссе было переименовано в Ленинградское, а теперь в Ленинградский проспект. Очень изменился проспект за время трех пятилеток! Пыльный щебень заменен асфальтом, в который одеты и булыжные проезды по сторонам. По всему проспекту выстроены величественные здания.

У Петровского парка в 1926—1928 гг. сооружен огромный стадион «Динамо» — первый в нашей стране. В 1934 г. футбольное поле опустили на три метра, что позволило увеличить трибуны, и ныне они вмещают 60 тыс. зрителей. Были созданы малый стадион, футбольное поле, зимние теннисные корты. Стадион «Динамо» известен всей стране. Его спортивные площадки неоднократно были ареной международных состязаний, на них решалось первенство СССР по футболу, хоккею, конькам, легкой атлетике. Здесь же советскими спортсменами были установлены многие мировые и всесоюзные рекорды. Незабываемое зрелище представляет стадион во время физкультурных праздников. Убранный гирляндами, цветами, флагами, он является в эти дни символом жизнеутверждающей молодости, ее красоты и силы. Свои высокие достижения демонстрируют здесь русские и украинцы, спортсмены Прибалтики и Кавказа, знойной Туркмении и солнечной Молдавии. На аэродроме, значительно расширенном в советские годы, построено красивое здание воздушного вокзала. С 1937 г. проспект украсили своими вестибюлями три станции метро: «Динамо» (архитекторы Я. Г. Лихтенберг и Ю. А. Ревковский), «Аэропорт» (архитекторы Б. С. Виленский и В. А. Ершов), «Сокол» (архитекторы К. Н. и Ю. Н. Яковлевы). От вестибюля станции «Сокол», стоящего на восточной стороне проспекта, под проезжей частью устроен подземный переход.

Недавно через железнодорожные пути у Коптева перекинут новый виадук. Дальше, за пределами современной городской черты, виднеются слева высокий шпиль Химкинского речного вокзала и спортивные сооружения на водохранилище. По генеральному плану реконструкции Москвы Ленинградский проспект является частью большой, 20-километровой магистрали, прорезающей город с северо-запада на юго-восток, от Химкинского речного порта до автозавода имени И. А. Лихачева. До последнего времени тенистые аллеи Ленинградского проспекта доходили от Тверской заставы лишь до Петровского дворца. С 1948 г. произведена прокладка аллей и дальше — до станции метро «Сокол», что значительно повысило благоустройство проспекта.

У развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе недавно сооружено большое и красивое здание, перед которым разбита озелененная площадь. Обращают на себя внимание новые дома, построенные в последние годы: № 1—3 — Центрального управления делами Министерства путей сообщения, в шесть — девять этажей, по проекту архитектора Готлиба, оконченный в 1953 г.; № 9-а— Мосграждануглежилстроя, в восемь этажей, по проекту архитектора Рочегова, оконченный в 1950 г.; №68—70 — по проекту архитектора А. Мезьера; жилой дом № 71—73 в восемь этажей, по проекту архитектора Тюкова, законченный в 1952 г.; № 109—141 — КЭУ Москвы, в девять этажей, по проекту архитектора Стенюшина и др. В 1950—1951 гг. к зданию ресторана «Яр» был пристроен корпус, в котором оборудована гостиница «Советская» (архитекторы И. И. Ловейко, В. В. Лебедев и П. П. Штелер).

 




комментариев нет