Добавить запись

Петр Сытин: «ЩЕРБАКОВСКАЯ УЛИЦА»

2 июля 2012, 16:39

 

Щербаковская (бывшая Михайловская) улица названа в 1922 г. в память рабочего П. П. Щербакова (1891—4917). В 1911 г. П. П. Щербаков был зачислен в университет Шанявского на Миусской площади и одновременно вступил в партию большевиков. В конце 1915 г. он был выслан за революционную деятельность в Иркутскую губернию, откуда вернулся в Москву в апреле 1917 г. и тотчас же принялся за организационную партийную работу. Погиб в Октябрьских боях 1917 г. у кадетских корпусов в Лефортове.

Улица идет от Семеновской площади (у бывшей заставы с этим названием) до Окружной железной дороги, за которой ее продолжает проезд к Парку культуры и отдыха имени Сталина в Измайлове. Длина улицы — 1 444 м, средняя ширина — 18 м. В XVIII—XIX вв. территория Щербаковской и окружающих ее улиц была почти не застроена и носила название «Благуша». В 11804 г. она упоминалась в числе бывших в Москве шести казенных рощ, но позже была, очевидно, вырублена. До 1917 г. принадлежала Удельному ведомству, то есть царской фамилии. В 1888—1891 гг. Удельное ведомство сдало здесь отдельные участки в аренду. Но застройка производилась беспланово. Первыми поселенцами были содержатели ассенизационных дворов. Потом появились и фабриканты, которых Благуша прельстила возможностью спускать отработанные воды предприятий в Хапиловский пруд. Здесь, за чертой города, не действовали даже мизерные правила гигиены и санитарии тогдашней купеческой Москвы. Первыми заводами на Благуше были: завод искусственного гарного масла, красильно-аппретурный, жестяной и др.

В 1897 г. Удельное ведомство распланировало всю Благушу по шахматной системе на отдельные строительные кварталы с участками в 0,27 — 0,36 га и сдало их в аренду, предоставив арендаторам право самим спланировать застройку дворов и озеленить их. Так началась сплошная застройка Благуши. Планировка состояла из нескольких продольных, с запада на восток, параллельных друг другу улиц и нескольких поперечных к ним, тоже параллельных. Первые, как магистрали, получили названия по имени членов царского семейства: Михайловская (ныне Щербаковская), Алексеевская (теперь Зверинецкая), Петровская (Кирпичная) и др. А поперечные улицы, такие, как Мочальская (ныне Ибрагимова), Фортунатовская, Мироновская, Давыдовская (ныне Лечебная), Борисовская, были названы по фамилиям самих планировщиков. До 1917 г. улица находилась за городской чертой, в ведении Московского уездного земства, и походила своим внешним видом на улицу уездного городка. Такой она в некоторой своей части сохранилась до сих пор. В первом квартале от Семеновской площади на ней стоят одчо-двухэтажные старые домики, большей частью деревянные или смешанные, с садиками, а в одном владении на улицу выходит даже огород. Дальше, за пересекающей Щербаковскую Вельяминовской улицей, за малоэтажным деревянным домиком по четной стороне улицы, находится большое четырехэтажное каменное здание школы. Против нее, на нечетной стороне улицы, за небольшим садиком видно новое кирпичное здание, в котором помещаются Сталинские райисполком и райком. Дальше по улице идет длинный деревянный забор с воротами завода, находящегося в глубине двора.

На углу с пересекающей Щербаковскую бывш. Мочальской улицей стоит одноэтажный деревянный дом, занятый магазином «Мебель». По четной стороне, за школой находится несколько старых домов. За Мочальской улицей в глубине двора дома № 41, в трехэтажном каменном здании, находится ремесленное училище. За ним во дворе стоит четырехэтажное каменное здание эпохи конструктивизма. За ним Щербаковскую пересекает Мироновская улица. Между Мочальской и Мироновской улицами по четной стороне обращает на себя внимание стоящее поодаль от улицы большое многоэтажное здание школы с двором для физкультурных игр и садом к улице, где летом размещается городской пионерский лагерь. За Мироновской улицей, по этой стороне Щербаковской, высится в глубине парадного двора десятиэтажное жилое здание для работников Центрального статистического управления и Министерства угольной промышленности. Построено оно по проекту архитекторов Н. Я. Колли, К. Стерино, Д. Алексеева и инженера-конструктора И. Авдей. Общий объем здания — 96 тыс. куб. м. В нем 247 квартир в две, три и четыре комнаты. Перед домом разбит сквер с фонтаном. В первом этаже здания размещается районная библиотека с читальным залом, молочная кухня, магазины. Недалеко размещаются детский сад и ясли.

Рядом находится десятиэтажный жилой дом Министерства заготовок, а за ним достраивается 14-этажное здание Министерства сельскохозяйственного машиностроения. В одном конце квартала вырастает еще одно десятиэтажное здание Министерства электропромышленности, в другом, ближе к Окружной железной дороге, — девятиэтажный дом АТЭ-1 Министерства автомобильной и тракторной промышленности. Здесь же, фасадом на Измайловское шоссе, строится десятиэтажный дом Министерства радиотехнической промышленности. От Мироновской улицы, по нечетной стороне Щербаковской улицы, стоит новое двухэтажное каменное здание (дом № 51), а за ним, за забором, строится во дворе шестиэтажный дом.

Отсюда от Щербаковской улицы отходит на север Фортунатовская улица. На ее восточном углу находится хороший старый дом в пять-шесть этажей, за которым — новый шестиэтажный и в периоде стройки большой многоэтажный дом, а дальше — проезд у Окружной железной дороги. В новом шестиэтажном доме помещается Проектный институт Тяжпромэлектростроя. Но указанными новыми домами строительство на Щербаковской улице не ограничится. По проекту архитекторов М. Жирова, 3. Государева и Р. Закарьян будет строиться 11-этажный жилой дом для энергетиков и нефтяников с 239 квартирами. В первом этаже дома разместятся магазины, детский сад, приемочный пункт прачечной и другие учреждения. По проекту архитекторов В. Сергеева, А. Ополовка и Т. Лютининской намечено строительство 15-этажного дома, с десятьюэтажными домами по сторонам, связанными с ним по улице железной решеткой с воротами. Дома на улице строятся с разрывом между ними; это дает место дворам и скверам вокруг каждого здания и обеспечивает доступ солнечных лучей в квартиры. Такова сейчас Щербаковская улица, реконструкция которой находится в самом разгаре. Улица замощена еще булыжником, но тротуары во многих местах уже асфальтированы. По улице ходит трамвай в Измайлово.

 




комментариев нет