Добавить запись

Петр Сытин: «АВТОЗАВОДСКАЯ УЛИЦА»

2 июля 2012, 16:41

 

Автозаводская улица получила свое название от автозавода имени И. А. Лихачева, мимо которого она проходит. До 1954 г. улица шла от Тюфелева проезда вдоль северной границы автозавода до Тюфелевой рощи. В настоящее время Тюфелев проезд переименован в 1-й Автозаводский проезд, который соединяется с Автозаводской улицей под тупым углом. Первый Автозаводский проезд имеет посередине бульвар, по сторонам которого — две асфальтированные и хорошо освещенные электричеством дороги. По западной движутся трамваи и автобусы, по восточной — только автобусы. Западная сторона проезда начинается красивым зданием Пролетарского райкома и райисполкома. Дальше, до самого поворота проезда на Автозаводскую улицу, идет забор Теплотехнического научно-исследовательского института, за которым виднеется высокое заводское здание с фабричными трубами. Тепловой энергией института обогреваются все большие здания в районе.

Восточная сторона проезда занята воздвигнутыми в конце 1920-х гг. огромными жилыми корпусами для рабочих, оборудованными всеми видами современного благоустройства. В конце проезда стоят выстроенные тогда же бани с плавательным бассейном, в котором часто происходят спортивные состязания. За банями, у самой стены автозавода, находится большая механическая прачечная. В самом начале проезда, между станцией метро «Автозаводская» и проездом в Кожухово раскинулся колхозный рынок. Площадь перед станцией метро, носящая название Автозаводской, занята посреди сквером, в остальной части асфальтирована. От площади одна улица ведет к заводу «Динамо» имени С. М. Кирова, другая — к улице Машиностроения, Велозаводской и др.

По генеральному плану реконструкции Москвы 11-й Автозаводский проезд явится частью большой магистрали Солянка — ЗИЛ, которая застроится многоэтажными домами для жилья. Улица, продолжающая проезд к северу, тоже будет частью этой магистрали. На ней уже сейчас строятся по проекту архитектора А. Суриса и инженера-конструктора Г. Салищева три 10—112-этажных жилых корпуса, в которых будет 358 квартир с общей площадью в 28 тыс. /се. м. В нижних этажах разместятся разные учреждения, в том числе ателье, магазины, два детских сада на 200 мест. Во дворе будет устроен гараж для машин индивидуального пользования. Здесь же начаты работы и по строительству десятиэтажного дома для сотрудников Теплотехнического института имени Ф. Э. Дзержинского (архитекторы Г. Баданов, М. Пекарев и инженер-конструктор М. Паншин). Это — первое угловое здание, которым начинается застройка нового квартала. В доме будет 148 квартир с общей жилой площадью в 5 785 кв. м.

Самые светлые, солнечные комнаты первого этажа отводятся под детский сад. В первом же этаже разместятся магазины: промтоварный, продуктовый, булочная. Парадные двери каждой секции дома будут вести в вестибюль с двумя лифтами. В комнатах, коридорах, кухнях будут устроены стенные шкафы, полки, антресоли. Во дворе этого дома намечается разбить газоны, цветники, площадки для детских игр. Под землей будет оборудован гараж на 35 машин индивидуального пользования. Станция метро «Автозаводская» построена на Автозаводской площади в 1943 г, по проекту архитектора А. Н. Душкина. Автозаводская улица, идущая от бывшего Тюфелева проезда до Тюфелевой рощи, пока слабо застроена, с южной ее стороны высятся старые .и новые здания автозавода, с северной — заборы Теплотехнического института «и стоящих здесь заводов.

История местности довольно интересна. Она восходит к XIV в., когда деревни Кожухово, Дубровка, поля, леса и рощи между ними были подарены великим князем Иваном Калитой подворью Крутицких архиереев, находившемуся на месте нынешних Алешинских казарм. В XVII в. на месте автозавода имени И. А. Лихачева и к югу от него до реки Москвы были лес и роща, на опушке которой находилась не существующая ныне деревня Тухолева. Во время Кожуховского похода 1 Петра I в 1694 г. в роще был выстроен для его пребывания небольшой деревянный дворец. После похода этот дворец занял князь-кесарь Ф. Ю. Ромодановский, которому Петр I в 1697 г. передавал из Амстердама через Виниуса поклон. Это известно из ответного письма Виниуса Петру I, в котором он писал, что передал его поклон «паче всех государю генералиссимусу в его Тухолевских обителях».

Несомненно, что позднейшее название Тюфелевой рощи и производные от нее названия Тюфелева проезда и улиц произошли от несколько измененного названия «Тухолева роща». Не мог не повлиять на историю местности и стоявший с XIV в. вблизи Симонов монастырь. Слободка его «работных людей» находилась в конце Автозаводской улицы, близ реки Москвы. В конце XVIII — начале XIX в. монастырь стал местом загородных прогулок москвичей, посещавших при этом и Тюфелеву рощу. Историк Н. М. Карамзин написал в модном тогда сентиментально-лирическом тоне повесть «Бедная Лиза», героиня которой покончила самоубийством, бросившись в находившийся близ рощи Лисий пруд, который с тех пор стали называть Лизиным прудом. Он лежал приблизительно на месте современной площади перед станцией метро. В советское время пруд засыпан, а с ним исчезло и старое название этой площади — Лизина.

Во второй половине XIX в. возле Тюфелевой рощи в болотистой местности с озерами Черным, Постылым и др. появились заводы: Центрального электрического общества Вестингауз (ныне «Динамо» имени С. М. Кирова), трубопрокатный завод Бари и др., а в 1914 г. акционерное общество, главным пайщиком которого был банкир Рябушинский, построило небольшой автомобильный завод, кратко называвшийся «АМО». Он производил лишь сборку автомашин из частей, присылавшихся другими заводами. Вокруг него еще расстилалась Тюфелева роща. В 1931 г. она была вырублена, и на месте рощи и завода «АМЮ» вырос современный гигант — автозавод имени И. А. Лихачева.

В 1903—1908 гг. через Тюфелеву рощу прошла Окружная железная дорога, а в 1914 г. к заводу «АМО» была продолжена от городских боен ветка Московско-Казанской железной дороги со станцией Лизнно близ Лизина пруда; оканчивалась она на территории самого завода, между бывшими озерами Черным и Постылым. Местность не имела тогда никакого общественного транспорта для связи с центром города, была далекой и глухой его окраиной, совершенно неблагоустроенной, так как официально находилась вне городской черты, в земском районе. Совершенно преобразилась эта местность только в советское время, когда здесь были построены новые заводы или укрупнены старые. Кроме указанных выше благоустроенных домов с магазинами, здесь были разбиты бульвары, подведен от застав трамвай, потом прошли автобусы, а в 1943 г. — метрополитен. Бывшая деревня Кожухово в 1923 г. вошла в состав города. Там тоже строятся большие благоустроенные дома, асфальтируются проезды, проведен автобус и пр.

В этом районе находится один из крупнейших портов нашей страны — Южный порт Москвы. Он оснащен передовой техникой. Процессы погрузки и разгрузки в нем механизированы и выполняются в максимально быстрые сроки. Пшеница, рожь, овощи, фрукты, молоко, нефть, уголь, железо мощным потоком поступают через Южный порт в нашу столицу. В Поволжье, на Каспий, на далекую Каму шлет Москва через Южный порт свои изделия. В разгар навигации через него ежесуточно проходят сотни тысяч тонн грузов.

В конце XIX — начале XX в. Тюфелева роща была постоянным местом нелегальных рабочих сходок и собраний. В 1896 г. здесь состоялись сходки, созванные Московским рабочим союзом для обсуждения вопроса об устройстве общей кассы на случай забастовок. В 1900-х гг. массовки рабочих заводов «Динамо» и Бари привлекали рабочих даже из Замоскворечья. В 1905 г. революционные события в этом районе развивались с большой активностью. В знак протеста против расстрела 9 января одними из первых в Москве начали забастовку заводы Бари и «Динамо». 26 сентября у Симонова монастыря состоялся грандиозный митинг, требовавший созыва учредительного собрания, свободы слова, печати и собраний. Готовясь к восстанию, как вспоминает один из участников, «рабочие всех заводов Симоновки начали ковать холодное оружие: кинжалы, пики и пр. ...Все заводы остановились... Были мобилизованы все револьверы, охотничьи ружья, холодное оружие... Организация охраны была такова, что ночью никто не мог попасть в Симоновку, всякий идущий подвергался аресту и задерживался до утра». Власть полностью перешла к районному Совету. 10 декабря была объявлена «Симоновская республика». Однако, отрезанная от других районов города, она не смогла долго просуществовать. Большая часть дружинников Симоновки ушла на Пресню, где героически сражалась на баррикадах. Таково славное революционное прошлое этого пролетарскою района.

 




комментариев нет