Добавить запись

Петр Сытин: «ВАРШАВСКОЕ ШОССЕ»

2 июля 2012, 16:43

 

Варшавское шоссе за Окружной железной дорогой тянется вдоль Нижних Котлов на протяжении 1 048 м и вдоль Верхних Котлов — на протяжении 2 046 м, всего на 3 094 м. Село Котел (впоследствии называвшееся Нижние Котлы) известно с XIV в., но, вероятно, находилось здесь и раньше. Через него проходила большая военная и торговая дорога из Великого Новгорода к берегам реки Оки — в Рязань и другие города. У этого села 2 декабря 1606 г. произошел бой между отрядами И. И. Болотникова и войсками царя Василия Шуйского. Потерпев поражение, Болотников отступил к Серпухову. Когда в 1775 г. Екатерина II захотела устроить триумф возвращавшемуся из армии победителю турок графу П. А. Румянцеву-Задунайскому, в Нижних Котлах были устроены первые триумфальные ворота. В одном из домиков в Верхних Котлах проживал известный художник В. В. Верещагин, погибший в 1904 г. в Порт-Артуре вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве броненосца «Петропавловск».

В советское время город по Варшавскому шоссе дошел уже до Верхних Котлов. В Нижних Котлах в 1928 г. был построен промышленный гигант — кожевенный завод Кожобъединения. Часть его разместилась в реконструированных цехах бывшего здесь полукустарного завода Заметкина. В 1940—1950-х гг. в Верхних и Нижних Котлах построены хмногоэтажные жилые дома, школы, бани, пожарное депо и пр. Город продвинулся и дальше. Вдоль шоссе и близ него в Москворецком районе возникло несколько рабочих поселков завода имени И. А. Лихачева, поселок Видное, поселок на Загородном шоссе, новый жилой поселок на развилке Варшавскою и Каширского шоссе и др. Близ Варшавского шоссе теперь идет несколько больших улиц и проездов. От Окружной железной дороги параллельно шоссе идет Нагорная улица (бывш. Катуаровское шоссе) длиной 1416 м. От Варшавского шоссе отходят: Котловская улица длиной 1 359 л, Фруктовая улица длиной 1 761 м, Болотниковская улица длиной 761 м,  7-я линия Варшавского шоссе и др.

Параллельно Варшавскому шоссе идут: от Котловской улицы —1, 2, 3 и 4-я линии этого шоссе, от Фруктовой улицы — 5-я и 6-я линии. Большинство названных улиц покрыто асфальтом, обсажено деревьями. Сеть улиц и переулков продолжает развиваться. На шоссе построен 10-этажный дом № 4. В нем 350 квартир, 12 тыс. кв. м жилой площади. Авторы проекта — архитекторы П. Ревякин, В. Тукинов, Б. Головин, инженеры-конструкторы М. Фальберг, Ефимов. В поселки проведен из центра города трамвай. Кроме того, по шоссе ходит много автобусов. Шоссе прекрасно асфальтировано, освещено и озеленено. К западу от Варшавского шоссе, между ним и Черемушками, развертывается сейчас на 436 га (не считая примыкавшей загородной парковой зоны) большое строительство. Под жилые кварталы отведено 50% всей территории, около 13%—под зеленые насаждения общественного пользования, остальное — под дороги, улицы и пр. В центре разбивается большой общественный сад со спортивными площадками. Кварталы, от 30 до 35 га каждый, будут иметь в общем до 35 тыс. квартир, площадью 1 млн. кв. м, с населением в 100—120 тыс. человек. Дома будут строиться в пять и восемь этажей и располагаться в каждом квартале отдельными корпусами, параллельными или перпендикулярными друг другу, в меридиональном и широтном направлениях. Их строительство уже идет.

Кроме пяти существующих здесь школ, будет построено еще 19, на 880 мест каждая, 98 зданий для детских садов, 4 кино на 3 380 человек и пр. Район строительства находится в здоровой местности, в 1,2—2 км от промышленных предприятий. Строительство намечено осуществить в 1955—1960 гг. Авторы проекта — архитекторы 3. Розенфельд и В. Нестеров, инженеры —А. Дроздов и М. Семенов. Большие работы по застройке Варшавского шоссе от Окружной железной дороги до разветвления Варшавского и Каширского шоссе Главмосстрой наметил закончить в 1960 г. К 1960 г. на этом отрезке Варшавского шоссе, где еще сохранились ветхие деревянные дома, поднимутся десятки пяти- и восьмиэтажных корпусов, почти на 170 тыс. кв. м жилой площади. Одновременно будут построены магазины, детские сады, ясли, школы и пр.

На месте разветвления Варшавского и Каширского шоссе создается новый большой массив с жилой площадью почти в 50 тыс. кв. м. Это строительство, начатое в 1957 г., развертывается широким фронтом. В конце 1958 г. начнут вступать в эксплуатацию первые жилые корпуса. В них поселятся работники Дубининского завода, Главмосжелезобетона, «Гипронефтемаша», «Газтоппрома» и др. На самом южном отрезке Варшавского шоссе, у въезда в город по магистрали Симферополь—Москва, уже возвышаются новые пяти- и восьмиэтажные дома; некоторые из них заселены. Скоро будут закончены и примут новоселов и остальные здания. В корпус № 14 (дом № 186) въедут работники фабрики имени Калинина, в корпус № 10 (дом № 162) — кадровики завода имени Карпова, в корпус «Г» (дом № 155) —работники треста «Моспродстрой». В ближайшее время здесь будет завершен и сдан в эксплуатацию экспериментальный пятиэтажный дом с поперечными несущими стенами. Это новшество позволяет сокращать сроки строительства, экономит до 30% кирпича и открывает широкий простор для использования новых эффективных материалов-утеплителей: пеностекла, минеральной пробки, пенокералита, газобетона. Новая конструкция дает возможность снизить вес здания почти на четверть. Удобна и планировка — все квартиры малометражные, рассчитаны на одну семью.

 

 




комментариев нет