Добавить запись
Петр Сытин: «ВОРОБЬЕВСКОЕ ШОССЕ»
2 июля 2012, 16:45
Воробьевское шоссе начинается вскоре за мостом Окружной железной дороги у Калужской заставы и оканчивается на Ленинских горах, незаметно переходя в большую Воробьевскую улицу. Шоссе с обеих сторон обсажено тенистыми деревьями и представляет собой прекрасную аллею для загородных прогулок. С 1886 г. по шоссе от Калужской заставы ходила на Воробьевы горы конка, в 1903 г. — паровичок, а вскоре прошел и трамвай. Незадолго до Великой Отечественной войны трамвай был заменен троллейбусом, идущим из центра города не только на Ленинские горы, но и на Потылиху, а затем по Бережковской набережной к Киевскому вокзалу и обратно.
Сейчас же за мостом железной дороги на берегу реки Москвы стоят здания бывшего Андреевского монастыря, основанного в середине XVII в. В нем окольничий Федор Ртищев открыл первую московскую школу для боярских детей. В 1764 г. монастырь был упразднен, и в нем разместилась купеческая богадельня, а потом и другие учреждения. За монастырем находилась его слободка; теперь здесь Андреевские улицы, шоссе и проезды с деревянными домами, огородиками. За слободой между Воробьевским шоссе и рекой Москвой лежит Мамоновская дача — прекрасный и обширный парк на высоком правом берегу Москвы-реки, входящий частично своей прибрежной стороной в состав Парка культуры и отдыха имени Горького и отделенный от него Окружной железной дорогой. До Великой Отечественной войны основное здание использовалось как однодневный дом отдыха, а после войны оно с ближайшей к Воробьевскому шоссе частью парка перешло в ведение Академии наук СССР.
Кратко остановимся на истории этого парка. В XVI—XVII вв., когда царь с семейством летом жил в Воробьевском дворце, весь правый и левый берег реки вниз от Воробьевых гор был занят загородными дворами знатнейших людей. На месте Мамоновской дачи в 1635 г. был двор боярина Б. М. Салтыкова, в 1695 г. именуемый селом Андреевским, которое принадлежало двоюродному внуку указанного боярина — тоже боярину А. П. Салтыкову. Собственно двор занимал половину села Андреевского и имел вокруг 13,1 га пашни. С ним в соседстве находились земли дворцового села Воробьева и Андреевского монастыря, река Москва и Калужская большая дорога, а за ней — земля Донского монастыря.
В 1709 г. племянник и наследник боярина — поручик Преображенского полка А. Ф. Салтыков обменял этот загородный двор на землю в Суздальском уезде, принадлежавшую полуполковнику того же полка князю В. В. Долгорукову, по имени которого село Андреевское стало называться Васильевским. Впервые в документах под этим названием оно указано в 1742 г., причем в нем упомянуты имеющиеся «каменные и деревянные строения, в саду пашенной земли 15 четей (16,4 га), внизу у Москвы-реки два пруда копаные да речные покосы в всякие угодья». В. В. Долгоруков прикупил дворовые места в по другой стороне реки Москвы, против села Васильевского; здесь же еще раньше ему был пожалован луг — рядом с загородным двором камергера П. Б. Шереметева.
При Анне Ивановне все имения князя В. В. Долгорукова были у него отняты, но с воцарением Елизаветы Петровны возвращены его семье. В 1744 г. село Васильевское было продано князю В. М. Долгорукову. В 1783 г. по разделу между двумя его сыновьями село досталось князю В. В. Долгорукову. Несомненно, уже при князе В. М. Долгорукове-Крымском в его селе был разбит парк и стоял большой дом, в котором он в 1763 г. принимал Екатерину II, а в 1765 г. дал для нее бал, который продолжался до рассвета. На нем было около 200 знатных гостей, причем «для смотрения бала впускаемы были также в покои купечество и мещанство», для которых «особливо был сделан театр, на котором учрежденные от полиции актеры представляли разные комедии, которые знатные особы смотрели с галереи». Весь дом и проезжая дорога были иллюминированы. В 12 часов ночи «зажжен был фейерверк, изображающий на возвышенном многими ступенями и с обеих сторон трофеями украшенном месте стоящую на пьедестале в веселом виде Россию, возносящую вверх щит с именем царицы, со стоящими перед ней двумя статуями, из которых одна представляла преданность и любовь, а другая — усердие и верность... Напоследок производились пушечные залпы и пущено вдруг великое число ракет».
В период между 1783 и 1821 гг. село Васильевское перешло к князю Н. Б. Юсупову, богатейшему и просвещенному вельможе, который принимал здесь в 1820 г. Александра I с семьей и свитой. Вероятно, он заменил старые покои стоящим доселе домом, построенным в конце XVIII —начале XIX в. при участии архитекторов С. И. Чевакинского, И. Жеребцова и Д. И. Жилярди. При нем же был разбит и обширный парк (28,4 га). В 1827 г. опекуны душевнобольного графа М. А. Дмитриева- Мамонова приобрели для него Васильевское, и он жил здесь с 1833 г. до своей смерти ('1863 г.). Дмитриев-Мамонов был сыном фаворита Екатерины II. В 1812 г. он, уже генерал-майор, на свои средства создал особый казачий полк, с которым участвовал в боях с Наполеоном. Но в заграничном походе его казаки самочинно сожгли одно из селений, и это было поставлено ему в вину. Он подал в отставку, а его полк был расформирован. Несомненно, это было одним из поводов к его помешательству. После него Васильевское перешло к одному из его дальних родственников Фонвизину, который в 1877 г. сдал имение в аренду доктору Левенштейну под лечебницу для душевнобольных, которая просуществовала здесь до 1884 г. Фонвизин, нуждаясь в деньгах, заложил имение в Московском кредитном обществе, но вовремя не выкупил, и оно было продано с торгов в 1883 г. садоводу-промышленнику Ф. Ф. Ноеву, который построил здесь обширные оранжереи. В XIX в. село Васильевское называлось вначале Мамоновской, потом Ноевской дачей.
В 1908 г. город хотел купить эту дачу для устройства общественного парка, но не сошелся с Ноевым в цене. Дача была заложена Ноевым в Кредитном обществе, не выкуплена и в 1910 г. продана с торгов городу. Но тяжелая машина делопроизводства в Городской управе и Думе вплоть до первой мировой войны не позволила превратить Мамоновскую дачу в городской парк. После Великого Октября Мамоновскую дачу реставрировали, дом и парк привели в порядок, и 1 июня 1924 г. здесь был открыт «Этно-парк». Позднее он был преобразован в Музей народов СССР. Музей выехал отсюда незадолго до Великой Отечественной войны.
По генеральному плану реконструкции Москвы Мамоновская дача является частью мощного зеленого ввода в город, начинающегося у Теплого Стана и оканчивающегося у Крымского моста. Пруды и растительность на берегу реки Москвы, отгороженные ныне от дачи, сохранились. Здесь же раскопано одно из интереснейших «городищ» дьяковского типа, относящееся к доисторическому периоду жизни Москвы. За этой дачей до самых Ленинских гор по склону к реке Москве, богатому разнообразной растительностью и давно уже превращенному в парк, до Октябрьской революции стояли небольшие дачи, сдававшиеся на лето внаем. Сейчас здесь размещены различные спортивные учреждения. По другую сторону Воробьевского шоссе, между ним и б. Калужским шоссе, тянулись пустыри, на которых были свалки нечистот, живодерные дворы и протекала речка Коровника. Поселок из одно-двухэтажных домов между Мамоновской дачей и селом Воробьевом существовал еще до Октябрьской революции. После революции на двухкилометровом участке построены были лишь здания Цветметзолота с четырьмя маленькими коттеджами. Теперь между кварталами проходит несколько Воробьевских и других проездов. Воробьевское шоссе асфальтировано, прекрасно освещено электричеством и является сейчас главной улицей к новому району, который по генеральному плану реконструкции Москвы займет несколько тысяч гектаров к югу от Ленинских гор.