Добавить запись
Петр Сытин: «КУТУЗОВСКИЙ ПРОСПЕКТ»
2 июля 2012, 16:48
На этом отрезке Кутузовский проспект включает в себя бывшую улицу Кутузовской слободы, длиной 630 м, шириной 102 м и часть шоссе Москва — Минск. Проезжая часть, шириной 78 м, асфальтирована; асфальтированы и тротуары, вдоль которых стоит по обеим сторонам проспекта 321 дерево. Освещен проспект 119 мощными электрическими фонарями. До XX в. описываемый отрезок Кутузовского проспекта составлял часть Можайского шоссе. С XV в. оно было большой торговой дорогой между Москвой и Смоленском, а через него — и с другими западными городами. Лежавшее в стороне от шоссе, близ Москвы-реки, село Фили построило у дороги несколько дворов своих выселок, потом называвшихся слободкой. Широко известны они стали с 1812 г., когда русские войска после Бородинской битвы отступали к Москве по Можайской дороге, и 1 сентября ст. ст. фельдмаршал М. И. Кутузов созвал в крестьянской избе слободы военный совет, который решил временно оставить Москву, чтобы спасти Россию и сохранить и укрепить армию. Изба сгорела в 1868 г., но через несколько лет на ее месте была построена новая изба, являющаяся в настоящее время музеем.
Застройка улицы Кутузовской слободы особенно сильно подвинулась в начале XX в., когда Можайское шоссе пересекла Окружная железная дорога (1903—1908 гг.) со станцией Кутузово вблизи. Проведенная еще раньше, в 1870 г., Смоленская (ныне Калининская) железная дорога, со станциями в Филях и КунЦеве, сделала эти селения ближайшими дачными местами москвичей, а Можайское Шоссе — дорогой в них. Эту роль дачных мест Фили, Кунцево, Мазилово и др. сохраняют до настоящего времени. С 1930-х гг. и особенно после войны 1941—1945 гг. в бывш. Кутузовской слободе стали воздвигаться такие же большие красивые дома, как и на сооеднем Можайском шоссе, продолжая за Окружной железной дорогой ансамблевую застройку последнего. Близ границы города недавно построены по обе стороны проспекта 12-этажные дома, являющиеся как бы воротами в Москву.
По правой стороне проспекта еще ходят в Фили из города трамваи. Но они уже вытесняются автобусами и троллейбусами и, вероятно, с 1959 г. совсем перестанут ходить; в Фили прокладывается и будет проложена к концу 1958 г: линия метрополитена от станции «Киевская». Она пройдет под мостом Окружной железной дороги и дальше пойдет открыто, не в тоннеле, как и на части пути от Киевского вокзала до Окружной железной дороги. В конце отрезка шоссе Москва — Минск, являющегося теперь концом Кутузовского проспекта, в 1958 г. заложен на Поклонной горе памятник Победы — высокая гранитная плита с надписью: «Здесь будет сооружен ПАМЯТНИК ПОБЕДЫ советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов».