Афоризмы о творчестве, стиле и авторах
- Сортировать:
- по рейтингу
-
№ 12414
Дилетант - кто готов только на радость творчества, но не на муки
-
№ 12406
Успех автора - это произведение интересных мыслей на умение их донести
-
№ 12394
Мемуары пишутся ещё и затем, чтобы неназойливо и как бы мимоходом прихвастнуть
-
№ 12385
Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково и даже одним почерком
-
№ 12368
Реклама - самая интересная и самая трудная форма современной литературы
-
№ 12275
Я никогда не мог разрешить роковой вопрос: где у меня кончается притворство и начинается искренность.
Сальвадор Дали -
№ 12222
Писательство есть Рок. Писательство есть fatum. Писательство есть несчастие.
Василий Розанов -
№ 12211
Если вы в состоянии уследить за чужой мыслью, то вы читатель. А если умудряетесь за своей – писатель.
-
№ 12210
Писатель, который сам себе не противоречит - это догматик
-
№ 12123
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда...
Анна Ахматова -
№ 12113
Каждую мысль, которую я заковал во фразу, я обязан освободить своими делами.
Халиль Джебран -
№ 11934
Редко случается высказать здравую мысль тому, кто всегда тщится быть оригинальным.
Люк де Клапье Вовенарг -
№ 11677
Тяжелее добиться простоты, чем усложненности.
Стив Джобс -
№ 10878
Гоняться за литературной известностью — это бегать нагишом посреди роя ос.
Пьер Буаст -
№ 10862
Писать - значит читать себя самого.
Макс Фриш -
№ 10582
Только страсти и только великие страсти могут поднять душу до великих дел. Без них конец всему возвышенному как в нравственной жизни, так и в творчестве.
Дени Дидро -
№ 10576
Поэзия заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека.
Ромен Роллан -
№ 10560
Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь, разумеется, наивно, но писать без веры в это тоже невозможно.
Константин Паустовский -
№ 10559
Считаю, что основа литературы - воображение и память, и поэтому я против записных книжек. Когда берешь фразу из записной книжки и вставляешь в текст, который пишется уже в другое время, при другом настроении, - она сразу жухнет и умирает. Записные книжки лично я признаю только как жанр.
Константин Паустовский -
№ 10554
Береги остаток чувства,
Храни хоть творческую ложь:
Лишь в легком челноке искусства
От скуки мира уплывешь.
Александр Блок -
№ 10544
Идти до конца — значит не только сопротивляться, но также дать себе волю. Мне необходимо чувствовать свою личность постольку, поскольку в ней живет ощущение того, что выше меня. Иногда мне необходимо писать вещи, которые от меня ускользают, — но именно они и доказывают, что есть во мне что-то сильнее меня.
Альбер Камю -
№ 10530
Когда художник принимает решение разделить участь всех, он утверждает себя как личность.
Альбер Камю -
№ 10528
Истинно высокое произведение всегда — как греческая трагедия, как творения Мелвилла, Толстого или Мольера — приводит в равновесие реальность и бунт, и они, сообщая друг другу силу, прорываются к свету, как вечно бьющийся родник самой жизни, радостной и мучительной. Вот тогда-то и рождается порой совершенно новый мир, отличный от повседневного и все-таки тот же самый, особый и вместе с тем универсальный, чистый и незащищенный, вызванный к жизни на несколько часов силой и неудовлетворенностью гения.
Альбер Камю -
№ 10510
Голодный повар - как это может быть? А вот бывает же: поэт похож на голодного повара; он, создающий из жизни обед для других, сам остается голодным. И что ужасно - как будто в отношении писателя так и должно быть: сытым писателя так же трудно представить, как голодным повара.
Михаил Пришвин -
№ 10509
Каждый из нас в лице своем гений, единственный в своем роде: один раз пришел и в том же лице никогда не придет. В лице своем каждый гений, но трудно добиться, чтобы люди лицо это узнали. Да и как его узнать, если не было еще на свете такого лица? И вот почему критики, если появляется на свет оригинальный писатель, прежде всего стараются найти его родство с каким-нибудь другим, похожим на него писателем.
Михаил Пришвин -
№ 10508
Лучшее средство уничтожить поэзию - это заставить поэтов писать непосредственно на пользу государству, потому что существо поэзии направлено к спасению личности человека, а не типа его, рода, всяких групп, государств.
Михаил Пришвин -
№ 10505
Ничего не понимаю в стихах. Настоящая проза может быть куда поэтичней.
Михаил Пришвин -
№ 10495
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Борис Пастернак -
№ 10481
Мечты - не знаки безграмотности, но отличия утонченных душ.
Николай Рерих -
№ 10439
Поэзия и наука тождественны, если под наукой должно разуметь не одни схемы знания, но сознание кроющейся в них мысли. Поэзия и наука тождественны, как постигаемые не одною какою-нибудь из способностей нашей души, но всею полнотою нашего духовного существа, выражаемого словом «разум».
Виссарион Белинский -
№ 10433
Красота и величие человеческого разума в том и состоит, чтобы без отдыха, без передышки, не зная усталости, не страшась опасностей, вечно искать истину, которая вечно от него ускользает.
Анатоль Франс -
№ 10423
Когда человек хочет узнать – он исследует, когда он хочет спрятаться от тревог жизни – он выдумывает.
Максим Горький -
№ 10422
Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.
Александр Пушкин -
№ 10377
Художник должен присутствовать в своем произведении, как Бог во вселенной: быть вездесущим и невидимым.
Гюстав Флобер -
№ 10375
То, что хорошо написано, никогда не надоедает. Стиль - это сама жизнь, это кровь мысли.
Гюстав Флобер -
№ 10374
Тему не выбирают. В том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя.
Гюстав Флобер -
№ 10369
Последовательность создает стиль, так же как постоянство создает силу.
Гюстав Флобер -
№ 10364
Есть фразы, остающиеся в голове, неотступно преследующие, подобно мелодиям, которые все время звучат в ушах и настолько сладостны, что причиняют боль.
Гюстав Флобер -
№ 10363
Есть два врага у того, кто хорошо пишет: во-первых, публика, потому что стиль заставляет её думать, побуждает к работе мысли, а во-вторых - правительство, ибо оно чувствует, что мы — сила, а власть не терпит рядом с собой никакой другой власти.
Гюстав Флобер -
№ 10361
Весь талант писателя, в конце концов, состоит лишь в выборе слов.
Гюстав Флобер -
№ 10352
На дне искусства, как гнездо брожения, лежит веселость.
Виктор Шкловский -
№ 10351
Художник – не трамвай, чтобы бежать по железным рельсам.
Виктор Шкловский -
№ 10339
Задача литературы - превращать события в мысли.
Джордж Сантаяна -
№ 10334
Неизвестность и ожидание. Самые трепетные состояния. Как правило, мы заранее знаем, о чем тот или иной роман, а как, должно быть, это было прекрасно, когда "Анна Каренина" публиковалась в журнале: что там будет дальше? чем кончится? В этом художественном средстве что-то есть. И как оно нынче индустриализировалось в голое любопытство, на манер Уоллеса и Конан Доила. В истинно культурном государстве таких людей объявляли бы вне закона.
Роберт Музиль -
№ 10327
Несвоевременность без вечности. Разве писатели не хотят писать для своего времени? Разве нет у них иллюзии, что они живут в этом времени как в чем-то восходящем, которое и их личное восхождение облегчит? Обыкновенно так оно и есть, и даже большие дарования разделяют иллюзии своего времени в том, что время это прекрасно. Быть относительно свободным от своего времени - есть относительная надвременность (вечность).
Роберт Музиль -
№ 10325
В лирике человек созревает раньше, чем в повествовательной прозе; это только кажется, что детские стишки ближе к взрослым, нежели истории, которые дети друг дружке рассказывают. Просто они рассказывают друг другу сказки, а в этом у меня слишком мало опыта. Может, все дело в том, что форма - в случае со сказкой это безусловно так - запечатлевается легче, чем форма повествования истории, которая и взрослому-то редко ясна до конца. У детских историй даже своя особая форма. Все мои истории всегда были без конца.
Роберт Музиль -
№ 10297
Рассказчик всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом, когда роман дописан и автор умер.
Василий Шукшин -
№ 10296
Не могу жить в деревне. Но бывать там люблю — сердце обжигает
Василий Шукшин -
№ 10295
Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть ПРАВДА. Откровение. И здесь абсолютно все равно — кто смелый, кто сложный, кто "эпопейный"... Есть правда — есть литература. Ремесло важно в той степени, в какой важно: начищен самовар или тусклый. Был бы чай. Был бы самовар не худой.
Василий Шукшин -
№ 10292
Попробуйте без всякого отношения пересказать любую историю - не выйдет. А выйдет без отношения, так это тоже будет отношение ... какой-нибудь равнодушный реализм.
Василий Шукшин